skaska_skazok (skaska_skazok) wrote,
skaska_skazok
skaska_skazok

Любите ли вы Хармса?

«ГВИДОН» по мотивам Даниила Хармса
опера Александра МанОцкова
постановка Александра Огарёва, Олега Глушкова
театр «Школа драматического искусства»

Почти каждую рецензию на спектакль ШДИ меня тянет начать с сокрушения: кажется, я чего-то ничего не поняла. Каждый раз к моему восторгу или не-восторгу примешивается недоумение: в этом театре тебе всегда покажут что-то, чего ты раньше никогда не видел, и на усвоение чего уйдёт некоторое время. Потом разматываю потихоньку своё впечатление, и оказывается, что всё вроде понятно: можно не оправдываться. Но здесь у меня, похоже, этот номер не пройдёт:)



Вышли актёры и спели Хармса. Спели и сыграли. Хором. Одним духом. Единым живым организмом. Многоликим целым. (Маску за ансамблевость!) Это хоровое начало, хоровая стихия спектакля – самое-самое в нём.

С Хармсом у меня обычно происходит так: среди сумбура обрывочных намёков и невнятных мне острот вдруг – прямое попадание и космическая ясность. Потом опять всё смешивается и клубится вихрем до следующего инсайта. Так и тут. Не врубаясь в сюжет по несколько минут кряду, качалась я на волнах многоголосья и дивилась дерзости и чистоте хармсовского юмора, положенного Александром МанОцковым на мотивы литургических песнопений. «Господи! Среди бела дня/ Накати-и-ила на меня лень./ Разреши мне лечь и заснуть, Господи...» (Господи, какое блаженство засыпать под хор чисто поющих голосов! Жаль, нельзя одновременно спать и смотреть:) Этому контрастному, но тёплому, доброму сочетанию заоблачного и земного начал вторила примитивистская хореография Олега ГлушкОва (вообще, слово "примитивизм" применительно к сценической хореографии Олегу Глушкова кажется мне очень точным, и я прямо обрадовалась, когда его нашла, и недолго думая назначила Олега Глушкова основоположником театрального примитивизма.

Глаз отдыхал на чистоте сверкающих белизной костюмов. На затейливых шляпках и дамских сумочках. На звёздном небе театрального Вифлеема. На плавных движениях парящих скользящих по полу артистов. На разнообразии вдохновенных лиц, хором берущих одну ноту! На лицах протагонистов – озорном Лизы и вдохновенном Гвидона (Костя Исаев). На единодушной серьёзности комического хора, высоким штилем поющего реплики вроде: «Бог проснулся,/ Отпер глаз» или «Не видать с небесной вышки/ Твои чудные лодыжки». Или вот ещё: «Не волнУйтесь,/ молодой человек./ Садитесь./ Но не сюда, тут масло пролито»... Масло не масло – но море нежности здесь точно разлилось.
Tags: Александр Огарёв, Гвидон, Золотая маска 2011, Олег Глушков, ШДИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments