?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Принцесса и воин

«ЭОННАГАТА»
Концепция, постановка и исполнение – Сильви Гиллем, Робер Лепаж, Рассел Малифант
«Сэдлерс Уэллс Лондон» совместно с «Ex Machina» и Сильви Гиллем
Великобритания, Канада

Стиль – это то, в чём французы преуспели больше других. Кто любит фильмы из истории галантного века, оценит этот стильный, изящный спектакль, представляющий собой серию «живых картин» преимущественно в духе рококо, зрелищных и аскетичных одновременно. Но в отличие от Жанти, с первой секунды завладевшего моим вниманием, путь Лепажа к моему сердцу был извилистым. А первой кинематографической ассоциацией стал попсовый американский сериал «Горец», загипнотизировавший российских школьников 1990-х.



Из недр двухметровой куклы японского театра Кабуки, где женские роли исполняют мужчины, возникает фигура кукольника-актёра, скрывавшегося под золочёным платьем женского персонажа. Своего рода эмблема спектакля, повествующего о человеке, прожившего две жизни - мужскую и женскую.

Начало действия было похоже на шоу. Таинственная фигура в плаще с капюшоном декоративно фехтует мечом в луче света, разрезающего тьму сверху вниз, а на острие его меча пляшут молнии. Затем подле воина возникает принцесса. Эффектные постановочные драки на мечах и палках в духе голливудской фантастики сменяются танцами ни о чём с несложной, хотя и грациозной хореографией. В голову уже полезли посторонние мысли, и я подумала было, что песенка Лепажа спета, как началась сцена «в школе». Одна из многих бессловесных сцен этой хореографической эпопеи, в которой каждое движение зарифмовано со звуками старинной (барочной?) музыки, и поддержано игрой предметов, света и тени. Игра однокашников вокруг трёх парт с гладким, зеркальным покрытием обращается в полёт, в танец, в балет и завершается мгновенным превращением столов в койки. Постепенно я подпала под обаяние плавного ритма чётких и лаконичных линий. Меня околдовали превращения людей и предметов, их внезапное появление и такое же внезапное исчезновение. И я сама не заметила, как, настроившись на нужную волну, начала воспринимать повесть о принцессе и воине, деливших одно сердце. В какой-то момент стало совершенно неважно, происходит какое-то действие или нет, потому что на сцене воцарилась другая эпоха, и одно её ровное, нерушимое дыхание само по себе покрывало все ожидания.

«Эоннагата» названа так, по-видимому, по имени главного героя, шевалье д’Эона, полное имя которого состояло из трёх женских имён и трёх мужских, что роковым образом определило его природу гермафродита. «Эоннагата» – лирическая эпопея одного из легендарных авантюристов 18 века, одерживавшего блистательные победы на военном и дипломатическом поприще и умершего в нищете и безвестности. Но вехи феерической карьеры, её вершины и провалы – только одна из сюжетных линий спектакля, его внешняя канва. Параллельно развивается драма внутренней раздвоенности человека, всю жизнь ощущавшего себя существом обоих полов. Из трёх актёров двое, как правило, изображают мужчину и женщину, живущих в теле шевалье д’Эона, а третий – по обстоятельствам: то агент внешнего мира (например, Бомарше), то сам д’Эон, прислушивающийся к голосам своего раздвоенного «я» в поисках их примирения и единства. Остросюжетная биография встраивается в лирическую картину, жизнь частного лица вырастает в историю целого столетия. Историю стильную и завораживающую, ни на что не похожую, полную чудесных превращений и едва слышных перекличек д’Эона с «людьми лунного света».

Адекватных фотографий не нашла. Зато нашла страничку с клипом и множеством ссылок на материалы о спектакле.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
lev_semerkin
Jun. 11th, 2011 07:34 am (UTC)
первой кинематографической ассоциацией
а для меня фильм Кубрика "Барри Линдон",
смотрели ?
skaska_skazok
Jun. 11th, 2011 10:01 am (UTC)
Re: первой кинематографической ассоциацией
Смотрела. Законная ассоциация:)
А я имела в виду фильмы вроде "Ночь в Варенне" Этторе Скола (люблю) и другие фильмы о Французской революции.
lev_semerkin
Jun. 12th, 2011 09:40 am (UTC)
Re: "Ночь в Варенне"
не смотрел, но, судя по названию, речь идет о конце века, о французской революции, которая подвела черту под галантным веком, веком авантюристов
то есть, это уже не время Эона
skaska_skazok
Jun. 12th, 2011 08:02 pm (UTC)
Re: "Ночь в Варенне"
Как же не время? А гильотина? :) Нет-нет, это оно. Эпоха Луи 16-го.
lev_semerkin
Jun. 13th, 2011 12:45 pm (UTC)
Re:Эпоха Луи
как говорится в "бане" - мебель бывает трех луёв
:)
эпоха Эона это Луи 15-й
skaska_skazok
Jun. 13th, 2011 08:02 pm (UTC)
Re: Эпоха Луи
Бомарше привозит шевалье д'Эону весть о смерть Луи 15-го (кэзового, как его обозвали в одной из рецензий; а лучше было бы даже "kenzo'вого":), когда тот ещё в самом расцвете сил и на вершине своей дипломатической карьеры.
llliu
Jun. 11th, 2011 11:27 am (UTC)
А по-моему, от галантного века там очень немного, гораздо больше от Японии, от боевых искусств, от симолического значения меча как символа мужественности в японской культурной традиции.И это, опять-таки как мне кажется, идет скорей от Гиллем, чем от Лепажа, в определенном смысле этот спектакль пересекается и даже местами напоминает один из спектаклей проекта "Push", который Гиллем и Маллифант привозили в Москву года два назад.
А название, видимо, с двойным смыслом: я-то читала, чо Оннагата - слово японское, означает манеру игры в женском роде, применяется к актерам театра Кабуки, специализирующихся на женских ролях.
Судя по пому, что у Вас только сейчас первый Жанти и первый Лепаж, Вы пропустили тот замечательный сезон Чеховфеста, который был посвящен азиатскому театру, там были Кабуки, Но, Пекинская опера и прочая экзотика в одном флаконе.
skaska_skazok
Jun. 11th, 2011 08:49 pm (UTC)
Чего больше?
Пропустила, да. У меня был перерыв с театром в несколько лет. Видимо, как раз тогда.

Спасибо за "Оннагату" - не знала. Значит, в названии "Эоннагата" игра слов?

Чего больше, может быть, Вам виднее. Судя по эмблематичному началу спектакля в стиле Кабуки, Вы правы. Но тут такой субъективный момент: переклички с "японской культурной традицией" меня почему-то совсем не трогали, даже не заинтересовали (хотя сейчас, ретроспективно осознавая их значение, я воздаю им должное). Сцены с мечом казались перенесением на сцену образов, затасканных в кино. И до тех пор, пока на началась история из "галантного века", я, признаться, скучала. Для меня этот спектакль состоялся именно в этой, европейской теме. С Вашей точки зрения, тут всё получилось?
lev_semerkin
Jun. 12th, 2011 09:45 am (UTC)
Re: переклички с "японской культурной традицией"
я эту перекличку не понял
тема заявлена с первой же сцены - некто в женском платье танцует с мечом
и далее от театра Но к цирку, где работал обедневший Эон
театральная рефлексия, но она меня не зацепила
skaska_skazok
Jun. 12th, 2011 07:34 pm (UTC)
Re: переклички с "японской культурной традицией"
А я поняла, но поскольку она и меня не зацепила, то и забыла про неё:) Даже не понимаю пока, в чём здесь дело, потому что, если реконструировать концепцию, то театр Кабуки здесь пришёлся весьма кстати. Но на спектакле я ни о чём этом ещё не думала, а от первых, "японских" сцен было такое ощущение, что тебя стремятся поразить постановочными эффектами. Причём для театра, может, и новыми, а в принципе знакомыми и в кино уже клишированными.
lev_semerkin
Jun. 13th, 2011 01:09 pm (UTC)
Re: переклички с географией
мне была более интересна перекличка Англия-Франция, двуязычие спектакля и двуполость героя каким то причудливым образом перекликались

это ведь и чисто канадский дуализм. Лепаж из французского Квебека, а Малифант из английской части Канады.

Эон родился во Франции мальчком, а умер в Англии старушкой.
Сначала служил Луи 15-му, а потом писал Георгу 3-му (это точно период Барри Линдона)
вот показательный отрывок из сюжета фильма Кубрика :
Молодого ирландца приставляют следить за соотечественником — шпионом, вольнодумцем и шулером, который по заданию австрийской дипломатии колесит по Европе под именем шевалье де Балибари.


перекличка с Японией, кроме оннагата, проникших в название, еще и самурайский дворянский дух, аристократизм, противоположный разночинству всяких Бомарше и его цирюльника
charger_1207
Jun. 11th, 2011 05:34 pm (UTC)
А я сегодня так ничего и не "словила", и на Эоннагату не попала. Вот теперь не знаю, жалеть или нет ... Просто Липсинк меня потряс так сильно ... даже слов не найду. На третьей части, во время "Пьеты наоборот" из меня как будто нутро вынули и стряхнули хорошенько ... Начиталась отзывов, и мучают меня смутные сомнения :) Может, оно и к лучшему все обернулось :)
skaska_skazok
Jun. 12th, 2011 08:14 pm (UTC)
ссылка
А лучшая рецензия здесь
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel