?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

Эффект Дориана Грэя

«ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ»(1966)
Режиссёр Марлен Хуциев



Обычно я не пишу о кино (обычно я уже и о театре не пишу). Но тут набрала себе работы, и запустился механизм: что бы ни делать, лишь бы не работать. Столько источников вдохновения сразу открылось в окружающем мире!:)

На днях «Культура» показывала «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Когда-то я обожала этот фильм. Не я одна. Федерико Феллини вот тоже. Их сравнивали друг с другом, а в этот раз даже рядом поставили в эфирной сетке, один за другим, – «Июльский дождь» Хуциева и «Сладкая жизнь» Феллини. Они и правда похожи. Новая волна, портрет поколения, поток жизни, уловленный незаинтересованным наблюдателем… Всё так. Впервые я отметила, как изменилось лицо этого самого поколения на этом самом портрете. То, что когда-то казалось умным, милым и бесконечно обаятельным, обнаружило под собой уродство, пошлость и звенящую пустоту... То, что призвано было подчеркнуть интеллектуальность и остроумие, - способность отдать мгновенный пас в импровизированной светской беседе, - теперь смотрится как самоутверждение тщеславящихся подростков, не знающих ценности молчания и соревнующихся за пальму первенства в краснобайстве. Женское остроумие, поддевающее мужское самолюбие, из сегодняшнего дня, когда оно расцвело и плодоносит повсеместно, почему-то и выглядит, и звучит грубо, как будто казавшееся редкостным цветком на поверку оказалось сорной травой; грубо звучит даже сам тембр голоса главной героини. Игра в города (в города, Карл!) на выезде, которая всего каких-то полвека назад была серьёзным развлечением интеллектуалов. Овдовевшая мать, которой нечем жить, нечем заняться и не о чем говорить с дочерью, но говорить-то надо, а иначе как!? На самом деле, ей и раньше было нечем жить, просто смерть сделала эту всегдашнюю пустоту, обычно заполняемую всякой суетой, - заметной, явной. Поток жизни как поток слов, в котором попадается важное и бросовое, пронзительное перемежается ерундой, настоящее – фальшью. И ни секунды тишины. Только на поминках, на похоронах. Для молчания в обычной жизни нет места. Нужен специальный повод – смерть, который делает молчание уместным, приличным.

Впервые эта бесперебойная болтовня образованных и, в общем, хороших людей, лучших в своём поколении, потеряла для меня всё своё очарование. Неважно, о чем говорить, лишь бы говорить, без пауз. Впервые я сопоставила это почитание словесной эквилибристики с тем, что перед нами портрет атеистического поколения. Это люди, у которых всё снаружи, всё решается здесь и сейчас, в слове, публично, а внутри – ничего. Нет такого измерения – внутри. Как будто взяли целого человека и вынули из него сердцевину, а оболочка осталась. И вот она резвится и любуется собой. И ты ей любовался когда-то. А теперь видишь только медь звенящую. Или кимвал звучащий.

У Феллини тоже зияет эта пустота. Но Феллини её видит. Не оценивает, но видит. А Хуциев – нет. Это не делает фильм менее талантливым, чем он есть. Это не упрёк фильму, а черта поколения, которое в нём отразилось. В общем, я, наверное, не смогу передать вам своих ощущений от этого фильма, некогда любимого. Это не просто разочарование. Это эффект изменившегося контекста, отбросившего тень. Портрет хорош и чутко выражает свой предмет, но время развенчало (или просто иначе проинтерпретировало) те черты, которые казались художнику исключительно прекрасными в момент их воссоздания. То, что казалось подлинным и ценным, превратилось в ничто. Чем это объяснить? Может быть, тем, что та правда, то, что казалось правдой тогда, по-настоящему уже тогда ею не было. Но должно было пройти время, чтобы это стало очевидным. И вот, оно прошло.

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
hellenodintsova
Apr. 2nd, 2016 07:41 pm (UTC)
Очень любопытно. Застала кусочек по телевизору, после вашего текста захотелось пересмотреть.
foxdown
Apr. 3rd, 2016 07:43 pm (UTC)
Пожалуйста, даже не пробуйте. )
skaska_skazok
Apr. 4th, 2016 11:51 pm (UTC)
Рискуете)
foxdown
Apr. 3rd, 2016 07:42 pm (UTC)
У Германа-старшего пошлые фразочки - абсурд, фон повествования, а тут сама суть. Неинтересная, кривляющаяся, нелепая, как колхозник во фраке. Но как картина жизни - пойдёт. Подобные люди есть и сейчас, просто сейчас никому в голову не придёт брать их как материал для кинофильма.
А главная героиня - это какой-то мёртвый котёнок. Не понимаю, как можно её любить. В 27 лет это абсолютная старуха.
skaska_skazok
Apr. 4th, 2016 11:54 pm (UTC)
Вопрос, как вообще можно кого-то любить, с годами имеет свойство становиться риторическим. У вас еще не всё потеряно:)
foxdown
Apr. 5th, 2016 07:02 am (UTC)
Потеряно давно и всё, но мы отвлеклись.
Спасибо за эту тему, в моей среде она разожгла искусствоведческий костёр. Пошлость, конечно, необыкновенная, но и мозг возбуждает необыкновенно же. Молодец, Сказкина. Хотим ещё.
skaska_skazok
Apr. 5th, 2016 08:15 am (UTC)
искусствоведческий костёр?
в моей среде это назвали догматизмом. и закрыли тему:)
foxdown
Apr. 5th, 2016 10:25 am (UTC)
У нас даже мнения не разошлись, костёр полыхал в одном направлении. Причём, фильм не стали досматривать даже те, на чью молодость он пришёлся. Да, необыкновенно неприятный фильм. При том, что всюду он оценивается как великолепный и лучший.
Вас хвалили.
skaska_skazok
Apr. 5th, 2016 09:59 pm (UTC)
да нет, фильм-то хороший. в советское время снять такое - подвиг. но парадокс в том, что сегодня он смотрится таким же советским, как заказные производственные драмы.

=фильм не стали досматривать даже те, на чью молодость он пришёлся= им, наверное, даже больнее. и о чем это Маркс думал, когда говорил, что человечество смеясь расстается с собственным прошлым?
(no subject) - Anna Shestakova - Apr. 6th, 2016 11:15 am (UTC) - Expand
Re: "Всё течёт" - lev_semerkin - Apr. 9th, 2016 09:53 pm (UTC) - Expand
Re: "Наш дом" - lev_semerkin - Apr. 8th, 2016 10:14 pm (UTC) - Expand
Re: Нужно БЫТЬ другим - lev_semerkin - Apr. 8th, 2016 10:16 pm (UTC) - Expand
Re: Нужно БЫТЬ другим - skaska_skazok - Apr. 9th, 2016 09:07 pm (UTC) - Expand
Re: бледная копия:) - lev_semerkin - Apr. 12th, 2016 10:10 am (UTC) - Expand
Re: бледная копия:) - skaska_skazok - Apr. 17th, 2016 06:59 pm (UTC) - Expand
lev_semerkin
Apr. 6th, 2016 08:33 am (UTC)
до и после
давно не пересматривал, но смотрел несколько раз и очень люблю этот фильм (как вторую часть советской дилогии с "Мне 20 лет")

но я всегда видел там именно это, что и у Вас - пустоту
фильм о пустоте, которая вдруг разверзлась
и он очень точно уловил момент, когда разверзлась
в первой части дилогии ее еще не было, а во второй остался только июльский дождь в начале фильма (ну это "вечное", равнодушная природа) и сквер Большого театра в финале (это уже стало прошлым)
а между этими двумя точками - пустота настоящего
и обреченность такого общества

недостаток фильма я вижу в другом, не в содержательной стороне
он очень вторичен по киноязыку (по отношению к итальянцам, даже не столько Феллини "Сладкая жизнь", сколько Антониони "Ночь")
Уралова - подделка под Монику Витти, натурщица вместо великой актрисы
(Белявский под Делона или Масторяни :)
Anna Shestakova
Apr. 6th, 2016 11:17 am (UTC)
я-то с вами согласна, но вот Феллини понравилось:)

Пустота не всегда обреченность, но в этом фильме, да, она.
lev_semerkin
Apr. 6th, 2016 11:32 am (UTC)
но вот Феллини понравилось:)
так и мне понравилось :)
и "Сладкая жизнь" мне тоже понравилась, а ведь и там "пустота и обреченность"
skaska_skazok
Apr. 6th, 2016 01:09 pm (UTC)
Re: но вот Феллини понравилось:)
у Феллини осознанный, эстетствующий, любующийся собой декаданс. У Хуциева, по-моему, был импрессионистический замысел. Поток жизни, поток сознания необязательно свидетельствует о пустоте, а пустота, повторюсь, необязательно значит обречённость (классический пример - дзэн). Для Хуциева, вероятно, это была некая стилизация на отечественном материале, то есть вполне самостоятельная. Но время переставило акценты, поменяло отношение к героям, оценку их. По крайней мере, для меня это так.
lev_semerkin
Apr. 7th, 2016 02:29 pm (UTC)
Re: но вот Феллини понравилось:)
импрессионизм - да (у Феллини фреска, именно по этому влияние Антониони больше, Вы смотрели "Ночь"? - хождение по городу, лица, случайные встречи)

"поменяло отношение к героям" - у меня нет
но вот что любопытно, Ваш отклик на этот фильм уже третий такого рода, что я слышал

то есть, многие видят там пропаганду таких вот современных пустых героев , а не предупреждение против пустоты
skaska_skazok
Apr. 8th, 2016 09:20 pm (UTC)
Re: но вот Феллини понравилось:)
Антониони - смотрела, конечно)
согласна

третий? если бы я знала, промолчала бы. не люблю быть третьей:)

я объясняю себе наше расхождение в восприятии этого фильма отрицательной корреляцией различным отношением к сегодняшним потомкам "шестидесятников". мне понятен ваш упрёк западникам. но неужели вы не были очарованы этим фильмом даже в советское время?

я не вижу там ни пропаганды, ни предупреждения. вижу любование молодым, несоветским поколением, которое отчасти есть самолюбование. и само по себе это не страшно - было бы чем любоваться. но предмет померк. именно это явилось для меня открытием в последний просмотр. поколение шестидесятников - дети ветеранов Великой Отечественной, лучшие люди, живые, умные, свободные, смелые, не запятнанные кровью, не отформатированные режимом, готовые на самопожертвование и т.д. и т.п. И вдруг... Вдруг - ведь ничего не изменилось, никто их не судил, не пересматривал своего отношения к ним, такого вопроса даже не было в культурной повестке. ...вдруг эти прекрасные люди обнаружили в себе ещё одно измерение, точнее - его отсутствие... Похоже, у вас не было разочарования, потому что вы не были очарованы, - всё просто:)
Re: вижу любование - lev_semerkin - Apr. 8th, 2016 09:59 pm (UTC) - Expand
Re: вижу любование - skaska_skazok - Apr. 9th, 2016 08:55 pm (UTC) - Expand
Re: точно поняли?:) - lev_semerkin - Apr. 9th, 2016 10:05 pm (UTC) - Expand
Re: точно поняли?:) - skaska_skazok - Apr. 10th, 2016 07:23 am (UTC) - Expand
Re: с пищей - похуже - lev_semerkin - Apr. 11th, 2016 03:28 pm (UTC) - Expand
Re: с пищей - похуже - skaska_skazok - Apr. 12th, 2016 09:10 am (UTC) - Expand
Re: герои фильма - lev_semerkin - Apr. 10th, 2016 09:27 pm (UTC) - Expand
Re: герои фильма - skaska_skazok - Apr. 11th, 2016 01:43 pm (UTC) - Expand
( 64 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel