?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«MANGER»
Постановка и хореография – Борис Шармац
Musée de la danse, National Dance Center of Rennes and Brittany (Франция), NET

Образчик концептуального театра. Спектакль одной идеи, одного тезиса, одной мысли.



Первая в сезоне вылазка в театр – на знаменитого Шармаца, «значимую фигуру современного танца», – не принесла чувства удовлетворения. Часовое наблюдение за тем, как несколько молодых людей с гибкими, тренированными телам поглощают листы бумаги A4, не вызвало во мне ровным счётом никакого отклика. Стрелки не дрогнули, все датчики остались на своих местах. Но так уж устроен концептуальный театр.

В огромном лофтовом пространстве рассредоточились сначала зрители, а затем и затерявшиеся среди них десяток молодых людей разного пола и цвета кожи. Постояли и принялись жевать (manger) пачку бумаги (действительно бумаги, с плотной, твёрдой текстурой), каждый свою. Иногда они дёргались в конвульсиях, иногда мычали, иногда пели, то хором, но чаще каждый за себя. Иногда колбасились как-нибудь ещё, то объединяясь в группу, то поодиночке. В общем, на этом всё.

Неопытный пользователь S. не допускал мысли, что сценическое действие долго может не являть своего смысла, и бесперебойно генерировал эти самые смыслы один за другим. Похоже, многие поступали так же. Театроведы и культурологи размышляли над семантикой различного цвета кожи, белого цвета бумаги и т.п. Между тем, всё это не имело никакого значения.

Но в какой-то момент из дремучей, полуживотной, полуголодной немоты вдруг возник мощный, слаженный хор на мотив из 7-й симфонии Бетховена. Затем этот хор снова распался на жрущих, жующих и мычащих разобщённых тварей, и тогда мелькнула мысль, что вот он человек, его обыденное, низкое и – его высота. Что других писателей у меня для вас нету другого материала для преображения нету. И, видимо, этот самый (или единственный) сильный по эмоциональному воздействию момент спектакля и есть то, ради чего он был поставлен. Его идея. В часовом спектакле эта сцена занимает пару минут, остальное - жевание. Но сама эта пропорция уже имеет смысл. Зато эту идею вы уже не забудете никогда. А значит, цель концептуального спектакля достигнута.

Из личных впечатлений. То и дело мелькала мысль: а что дальше? Как они себя чувствуют после спектакля, что делают? Два пальца в рот или переваривают, два вечера подряд? Мне было неприятно это зрелище скармливания микрокристаллической целлюлозы молодым пацанам и девчонкам. Возможно, оно и не должно было вызывать удовольствия. Но по окончании спектакля зрители долго хлопали, некоторые, как водится, кричали «браво!» И расходились в целом довольные. Так что не знаю, на какую реакцию был расчёт. На удовольствие, умиление, понимание, сочувствие? Или наоборот – недоумение, ужас, отвращение, скорбь? Тогда жизнеутверждающая реакция аплодирующей публики была не совсем адекватной и свидетельствовала, скорее, о провале затеи. Не знаю.

Из профессиональных моментов. Казалось бы, вот еще один опус, двигающий границы искусства. Можно всё, можно и это. Но и здесь граница маячила. Среди зрителей незаметными и до поры неузнанными ходили ассистенты, оберегавшие листы бумаги и их огрызки от наших сапожищ. Полтораста человек больше часа бродили по огромному залу в уличной обуви, но бумага, которой давились актёры, должна была оставаться чистой. То ли как намёк на незначительную, но всё-таки ценность человеческой жизни, то ли как неосознанная реминисценция незыблемой европейской ценности этой самой жизни. В следующий ход нам, очевидно, покажут, что беречь здоровье актёра вовсе необязательно. А пока граница искусства всё ещё просматривается. Есть к чему стремиться.

Ещё фотки на сайте NETа. Но по мне, довольно и одной.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
jeanix
Nov. 29th, 2015 05:34 pm (UTC)
Жесть! :-)
Гипотеза: может это какая-та спецбумага была, съедобная кондитерская?

С почином! С открытием сезона!
skaska_skazok
Nov. 29th, 2015 06:36 pm (UTC)
Нет! Эта мысль многим приходила в голову, и тогда они норовили потихоньку утащить кусочек и попробовать его на зуб. Тогда-то и появлялись заботливые хранители бумаги:) но потрогать бумагу мне удалось. это, конечно, не та А4, которую мы в принтер заправляем, но бумага вполне настоящая.

Спасибо! Но боюсь, как бы это открытие не оказалось закрытием, - в этом сезоне я, похоже, буду далека от театра. Увы:)

Edited at 2015-11-29 06:37 pm (UTC)
jeanix
Nov. 29th, 2015 09:03 pm (UTC)
Вспомнив замечательный прошлогодний NET, нынешний я решил прогулять.

Мы тут на ЖЖ-тусовке Вас вспоминали, не исчезайте надолго!
skaska_skazok
Nov. 30th, 2015 06:14 am (UTC)
Постараюсь, но ничего не обещаю:) спасибо за добрую память!
skaska_skazok
Nov. 30th, 2015 10:07 pm (UTC)
рецензии
а вот образцовая попытка понять художника и, возможно, лучшая рецензия на спектакль: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2015/11/30/618988-net-kak-est
во всяком случае, читать было интереснее, чем смотреть
lev_semerkin
Dec. 1st, 2015 01:38 pm (UTC)
следующий ход
очень рад был увидеть Вас в ЖЖ,
куда сам заглядываю так редко,
и убедиться, что всё на месте ... мы опять не совпали :)

на этот раз несовпадение театральных маршрутов
из программы осенних фестивалей я именно этот спектакль сразу решил пропустить
и не пожалел об этом,
хотя эпизод с рождением из хаоса музыки Бетховена мне понравился

на традиционные январские колядки собираетесь?
skaska_skazok
Dec. 11th, 2015 04:13 pm (UTC)
Re: следующий ход
Простите за задержку с ответом - тоже редко стала здесь бывать.

А чем же не совпали? Мне тоже было мимо. Эпизод действительно интересный, но он работал чисто концептуально - только как идея, в ощущениях сильной волны не вызвал.

На тот спектакль меня пригласили - сама я сейчас не ходок по театрам. Толком даже не знаю почему. Дни с утра до ночи расписаны, но при большом желании можно было бы выкроить. Только сильного желания как раз и нету:)

На Коляду не собираюсь, нет. Самой странно... И посмотреть вроде хочется, и ноги в кассу не идут:) А ещё меня периодически почему-то напрягает это (в чём-то более свободное, а в чём-то) межеумочное положение театрального блогера, который ходит в театр за деньги, а пишет бесплатно. Не всегда мне это по карману.

Про Коляду буду читать у вас, я умею!:)
lev_semerkin
Dec. 11th, 2015 08:38 pm (UTC)
Re:А чем же не совпали?
в том, что Вы на это пошли, а я нет
:)

а что Вас больше напрягает, ходить за деньги, или писать забесплатно?

если нет желания, то какая разница, первично как раз желание (ходить и/или писать и/или обсуждать, общаться)

у меня вот несколько месяцев не было желания писать и обсуждать
так я взял паузу
а потом желание вернулось и я вернулся в ЖЖ

а вот если пишешь за деньги, а ходишь забесплатно, то хошь-не хошь - ходи и пиши (или меняй профессию :)
skaska_skazok
Dec. 15th, 2015 04:45 pm (UTC)
Re: А чем же не совпали?
Меня - платить за билеты. Писать не напрягает совсем. Никто не заставляет: хочешь - пиши, хочешь - не пиши. Все мои опусы в ЖЖ - дело добровольное:) а вот деньги за билеты на некоторые спектакли я бы вернула.

Смотреть, анализировать, понимать по-прежнему интересно. Но для этого нужно панорамное видение. Двух-трёх-пяти вылазок недостаточно. А регулярные походы в театр стоят...

Писать за деньги я бы тоже не хотела. Мой скромный опыт в этом бизнесе показал, что при написании платных текстов у меня усиливается самоцензура, и результат не интересен не только другим - даже мне самой. Так что положение безвыходное:)
hellenodintsova
Dec. 2nd, 2015 12:08 pm (UTC)
Прошу прощения, но стащила ваш отзыв к себе в ФБ.
skaska_skazok
Dec. 11th, 2015 04:13 pm (UTC)
За что ж прощение - я рада:)
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel