?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«ДВОЙНИКИ»
Музыкальный театр по мотивам Э.Т.А. Гофмана
Режиссёр Давид Мартон, Государственный театр Штутгарта (Германия)

Скорее драматический театр с большим количеством мелодичной живой музыки: фортепиано, скрипка, саксофон…

Неожиданным образом постановка по мотивам Гофмана обернулась классическим чеховским спектаклем. Аналогичный эффект звучания одного автора через другого был в Големе Сьюзен Андрейд. Это повторяющееся двойничество похоже на новую фишку современного театра.



На протяжении двухчасового действия декорация (забытое слово) остаётся неизменной. Полупустое пространство жилого дома, разделённое на четыре зоны-комнаты, достраивается в том числе через время передвижения актёров из одну в другую – более продолжительное, чем обычно в театре, но примерно такое, как в жизни. Часть разговоров проходит на втором плане, за полупрозрачными занавесями, неслышно для зрителя, но это и неважно. Слова здесь не так важны, как музыка, а музыка – только часть чего-то большего, минуты красоты и гармонии в мире, то и дело роняющем ощущение такта.



Спектакль по мотивам романтика Э.-Т.-А. Гофмана с музыкой романтика Роберта Шумана на романтическую тему двойничества не содержит никаких видимых отсылок к эстетике романтизма. Стиль одежды действующих лиц изящно балансирует между модой 19 и 21 века. И хотя герметичное пространство этого дома ни разу за всё время не размыкает свои границы вовне, ощущение, что за его стенами течёт, бежит наше, а не какое-то другое время. Никаких специальных двойников режиссёр нам не предъявляет, никаких готических историй и романтических сказок не рассказывает. Всё происходящее вызывает скорее ощущение чеховского спектакля, где «люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки», и кажется, вот-вот раздастся звук лопнувшей струны. Чеховская атмосфера близости и отчуждения, расслабленности и бурных подводных течений, страстей и похмельной усталости. Чеховское сочетание в персонажах-музыкантах житейски низкого и комичного с возвышенным и изящным. Характерное для чеховских героев стремление устроить себе праздник, всегда оборачивающееся пустыми хлопотами. Чеховский музыкальный слух, безошибочно улавливающий малейшие ноты тщеславия, распущенности, бестактности и самой что ни на есть филистерской пошлости (это у гофмановских-то музыкантов!). Тонкая чеховская ирония по поводу суеты сует и пафоса, всегда зряшного. Обрывки мыслей, мелких и мелочных мыслишек, исполненных значения для самого человека и совершенно ничтожных для тех, кто делит с ним общество. Наконец, чеховское вслушивание в течение жизни, превалирующее над отдельными фразами и событиями, тонущими в нём без остатка. И тот случай, когда отдаться на волю этого течения было легко и приятно.

Фотографии и трейлер спектакля на страничке спектакля на сайте Чеховфеста.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
lev_semerkin
Jul. 6th, 2015 09:21 am (UTC)
Чехов-плюс
«люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки и пукают», и ощущение, что вот-вот раздастся звук лопнувшей струны
skaska_skazok
Jul. 6th, 2015 02:21 pm (UTC)
Re: Чехов-плюс
:)
но я предвидела такого рода остроты:) и могла бы ответить на это, что у каждого времени, постулирующего ценность естественного и впадающего вдруг в натурализм, свои представления о степени и границах натурализма. для современников Чехова, в которых не попали его пьесы, "звук лопнувшей струны", обыденные разговоры "ни о чём", рваная ткань действия (на месте связного сюжета) и проч. чеховские новации - были таким же грубым раздражителем и оскорблением чувств, как для нас сегодня физиология на сцене.

Edited at 2015-07-09 09:47 am (UTC)
lev_semerkin
Jul. 10th, 2015 11:47 am (UTC)
Re: таким же грубым раздражителем и оскорблением чувств
не соглашусь, не таким же
аналог "пукания" в чеховские времена это желтая кофта и писсуар Дюшана- такой протест к лицу молодым щенкам, а Чехов взрослый автор и его внимание к обыденным мелочам это не только снижение (с котурнов классической драматругии на землю), но и возвышение обыденности

Edited at 2015-07-10 11:47 am (UTC)
skaska_skazok
Jul. 10th, 2015 06:34 pm (UTC)
Re: таким же грубым раздражителем и оскорблением чувств
Чехова обвиняли в натурализме, а не в эпатаже, как Маяковского. Эстетика реди-мейд тоже в чем-то противоположна натурализму: последний пытается выдать искусственное за реальное, а первая напротив помещает реальные вещи в искусственный контекст, меняя (как предполагается) их смысл. Впрочем, по замыслу писсуар Дюшана ближе к кофте фата, чем к эстетике реди-мейд. Но оба они равно далеки от чеховского "люди едят, пьют..."

И потом, неужели в этом заключается ваша главная претензия к Давиду Мартону? меня, например, больше смутило то, что чеховский мотив пошлости применили к гофмановским музыкантам (не филистерам, а именно музыкантам, которые определяются Гофманом как раз через отсутствие пошлости). не думаю, что ассоциации с Чеховым это нарочно, но, в любом случае, в результате Чехова в этом спектакле для меня оказалось больше, чем Гофмана.

Edited at 2015-07-10 09:00 pm (UTC)
lev_semerkin
Jul. 12th, 2015 07:20 am (UTC)
Re: Чехова в этом спектакле
не увидел я Чехова в этом спектакле
похоже, Вы его от себя привнесли
Чехова там меньше, чем Гофмана (а Гофмана там нет :)

главная претензия к Мартону в том, что он претенциозен
воспроизвел приемы нового европейского театра внешним образом, как клише (пустую оболочку)
такие спектакли показывают наглядно исчерпанность "новых форм", которые уже понемногу становятся "старыми формами"
эпатаж, который уже никого не эпатирует
свободная форма, которая становится просто бесформенностью
культурные отсылки, которые не ведут ни к чему содержательному
skaska_skazok
Jul. 12th, 2015 04:07 pm (UTC)
Re: Чехова в этом спектакле
поняла, что не увидели. а может, и привнесла - мне не жалко:)
с тем, что Гофмана там не было, вообще согласна.
более того, если бы спектакль мне не понравился, то мой список претензий к режиссёру был бы очень похож на ваш:) про старые "новые формы" и т.п.
но в том-то и дело, что в данном случае я не заметила стремления к эпатажу и прочих понтов, а "бесформенность" в качестве формы неожиданно пришлась мне по сердцу, потому что был ритм, была музыка, была аура, атмосфера, замкнутый мирок, который при том, что весь состоял из обыденных слагаемых, сам не был ни обыденным, ни банальным.
koshka_sashka
Aug. 15th, 2015 08:23 am (UTC)
Привет! Извини за оффтоп, а вот эта история, это художественный вымысел, или это реальный твой знакомый? http://6anna.livejournal.com/16102.html
skaska_skazok
Aug. 17th, 2015 09:56 am (UTC)
не вымысел, нет
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel