?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Из жизни отдыхающих

Всем хороша новая работа, но театральные вечера придётся проредить. В ближайшее время и по крайней мере до конца сезона журнал будет выходить с перебоями еженедельно, в ночь с воскресенья на понедельник – по итогам плодотворно проведённых выходных:)

«ОН В АРГЕНТИНЕ» Людмилы Петрушевской
постановка Дмитрия Брусникина, МХТ им. Чехова

Прекрасный спектакль! С незадавшейся, трагической историей, но прекрасный! И попасть на него реально.



Сегодня это актёрский дуэт Розы Хайруллиной и Юлии Чебаковой. Одна играет одинокую рафинированную старушку, чьи дети и внуки так далеко («в Аргентине»), что всё равно что умерли; а другая – молодуху, которая, наоборот, взвалила и тащит на себе две семьи, как трёхлитровые банки с соленьями. В героине Розы Хайруллиной чудесным образом совмещаются кротость Маленького принца и крутой нрав заслуженно-народной артистки, беззащитность навеки одинокого маленького человека, вытесненного на обочину жизни, и отвага солдата, защищающего последние рубежи. Для меня это история про двух очень разных людей, у которых нет общего языка, но которые волею обстоятельств обречены договариваться. Причём один из них интеллигентный чудак, вернее – чудачка с манерами институтки из позапрошлого почти что века, а другой напротив – патологически нормален и наделён соответствующим своей нормальности статусом и властью. И режиссёр юмористически, но всерьёз изображает этот (вечный?) конфликт безличной витальной силы и личности, в одиночку стоящей на своём; конфликт насилия и безоружного, «вегетарианского», но бесконечно более обаятельного добра. Во всяком случае, это та сюжетная линия, которая рельефнее всего проступала в первых сценах спектакля и больше всего меня интересовала. Но драматургия Петрушевской, она такая... безответственная: сначала интригует на каждом шагу, а затем разочаровывает, оставляя вас в том же месте, откуда вы пустились в путь. Вопрос вопросов, останется ли артистка «мумифицироваться» на острове или её вытолкают взашей умирать в другом месте, как и притянутый к нему вопрос о смысле жизни каждой из женщин, будет задвинут без малейшего намёка на ответ. Ближе к концу вся история заметно опростится, но актёрски она продержится на высоте вплоть до эффектного финала, когда все вопросы отпадут, всё забудется – за жизненность драматической ситуации, зрелищность режиссуры и обаяние актёрской игры.



Какое наслаждение видеть по-настоящему свободного человека, «с лица необщим выраженьем», в котором нет ничего мёртвого, застывшего, показушного, шаблонного! Особенно свежо игра Хайруллиной воспринимается на фоне трафаретных фотографий в витринах МХАТа. Глядя на неё, думаешь, каким лёгким, неуловимым, неулавливаемым может быть человек! Словно он не мясо и кости, а какое-нибудь эфирное создание. Не то что бы она была совершенно прозрачна, нет: наблюдая за её экстравагантной дамой в антикварной шляпке, передвигающейся по сцене с чемоданом и розой в горшке, нимало не приближаешься к узнаванию души актрисы. Но Хайруллина – это человек живаго! В ней жизнь жительствует; кого бы она ни играла, её персонаж будет отличаться цельностью и непредсказуемостью – как огонь, как река, как воздух. Никогда не знаешь, что она достанет из себя в следующее мгновение, куда играючи направит твоё внимание – будешь ты смеяться или плакать. У этой актрисы редкий в наше время дар слова: Роза Хайруллина как будто живёт на тех глубинах, где всегда тихо, и потому её голос проводит не только звуки, но и тишину, – которая ведь не исчезает вовсе под натиском звука, а только «пригибается» под ним, так что при желании можно расслышать её в любой момент, из любого шума. А как она поёт! На любые голоса – за мужчину, за женщину, за Жанну Агузарову:)

Замечательная актёрская работа и у Юлии Чебаковой: сестра-хозяйка артистической базы отдыха, окружающая старушку насильственной опекой из (небезосновательного) подозрения, что та от недоедания коньки отбросит на вверенном ей острове. Понятно, я не видела работу Марины Голуб (Царствие ей Небесное), но насколько это можно себе представить, роль замордованной жизнью тётки, не теряющей своего жизнелюбия, была сшита по её амплуа и в этом смысле не сулила зрителю больших неожиданностей. А Юлия Чебакова, скажем так, дольше сохраняет эффект неожиданности. Чебакова играет Марфу, ту самую, которая заботится о многом, тогда как одно только нужно... Сначала мне казалось, что это то самое есть в старушке-чудачке по имени Диана. До тех пор, пока обе героини не пустились наперегонки вытряхивать скелеты из своих шкафов, оказавшись давними соперницами по любовному треугольнику. По ходу дела старушка облачилась в платье чествуемой народной артистки и нацепила на грудь ордена, а Нина предстала в образе женщины-вамп. Тогда, вполне растерявшись, я предалась течению событий без дальнейших попыток охватить их своим умом.

Единственная объективная нестыковка – режиссёрская: вся диета героини Хайруллиной нацелена вроде бы на сохранение здоровых сосудов – «чтоб до победного конца на своих ногах и в своём уме». Но при этом она же курит!!! Две сигареты за вечер как минимум:) Тогда что толку не есть жареного, острого и солёного, не говоря уже о мясе? Ещё одна клякса на контуре главной героини, поначалу столь отчётливом. И да, я согласна с тем, что спектакль тяготеет к монодраме; несмотря на то, что пьеса написана на равноправный актёрский дуэт.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
lev_semerkin
Mar. 3rd, 2013 09:59 pm (UTC)
очень рад совпадению, очень!
skaska_skazok
Mar. 3rd, 2013 10:21 pm (UTC)
Спасибо, приятно!:)
Совпали, значит? Завтра найду Ваш отзыв и почитаю подробности совпадения:)
lukshina
Mar. 4th, 2013 01:03 am (UTC)
"она села на диету и задавила бедную насмерть":) вспомнилось.
skaska_skazok
Mar. 4th, 2013 04:23 pm (UTC)
Надеюсь, что так оно и будет:)
skaska_skazok
Mar. 5th, 2013 07:27 am (UTC)
дополнения
Обсуждение здесь
donnaaurelia
Mar. 7th, 2013 08:05 pm (UTC)
вот знаете, какая удивительная вещь?
когда я жила на Сретенке, я довольно часто встречала на улице одну женщину, которая очень мне запомнилась своим тонким стилем в одежде.
смотрю, а это, оказывается, Ваша Роза Хайруллина))
skaska_skazok
Mar. 7th, 2013 09:16 pm (UTC)
На Сретенке, наверное, много кого можно встретить. Но мне приятно, конечно, что именно я вас познакомила:) И - "наша Роза Хайруллина" звучит бесподобно:)
donnaaurelia
Mar. 7th, 2013 09:20 pm (UTC)
ну, специально для Вас же написала;)
volud
Mar. 16th, 2013 07:02 am (UTC)
Видел у Додина. С Шестаковой и Щуко. Хорошо. Т.Шестакова в новом качестве. во всяком случае очень убедительное существование. Живое! И... Долго ведут диалог,не двигаясь. Режиссуры вроде как нет вообще...Но...какие внутренние "пререливы", какие "петелька-крюч." Хорошо, что не в лоб, что правдиво и при этом всё через зал...Объём космический. И думаешь про себя и просвою жизнь...И про нашу жизнь...И про наше поведение. И про наши цели и желания...Пьеса...не могу сказать, что "ах"...Но...всё это взволновало. И жалко и ту и другую...И человечество. И абсурд нашего существования.
skaska_skazok
Mar. 16th, 2013 07:42 am (UTC)
Ну, здОрово. Видите, не так всё плохо в нашем королевстве:)
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel